Приход храма Успения Пресвятой Богородицы г.Шумиха - Почему мы боимся преподавания "Основ Православной Культуры ".
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Сайт создан по Благословению Преосвященнейшего Владимира Епископа Шадринского и Далматовского.

Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов

Почему мы боимся преподавания "Основ Православной Культуры ".

Отказ в выборе данного предмета в большенстве школ Курганской области выглядит именно так: "Родители сами не хотят что бы им навязывали какие либо не нужные им религиозные убеждения". Так ли это стоит разобраться.

По своему небольшому опыту 20 лет служения на прихдах Русской Православной Церкви, могу отметить, что множество относящих себя к Православию, а так же  просто крещенных в Православии не только не против, но и рады тому, что бы не только их детям, но и даже и им самим в той или иной степени преподавали и разьясняли "Основы Православия и Культуры".

 Но на деле мы видим после так называемых опросов родителей и их детей такие вот данные:

                                                          Информация

        о выборе модулей курса ОРКиСЭ родителями 4-х классов  в 2011-2012 учебном году.

Наименование района

Кол-во обуч-ся

Кол-во 4-х кл

Кол-во групп

Кол-во учи

телей

Выбор модулей курса

опк

оик

оиук

обк

омрк

оэс

Курган

3105

143

164

84

631

4

-

-

490

1976

Шадринск

631

 

 

18

64

0

1

0

160

406

Альменевский

103

16

16

16

-

7

-

-

57

39

Белозерский

167

20

21

20

76

 

 

 

26

65

Варгашинский

211

22

21

18

57

-

-

-

32

122

Далматовский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звериноголовский

94

9

13

12

19

4

-

-

34

24

Каргапольский

276

20

21

16

30

 

 

 

4

242

Катайский

235

20

21

16

45

1

0

0

37

151

Кетовский

493

40

41

37

128

 

 

 

79

286

Куртамышский

336

31

32

28

149

2

0

0

11

174

Лебяжьевский

186

16

23

17

41

0

0

0

19

126

Макушинский

245

20

21

17

34

-

-

-

81

130

Мишкинский

158

19

 

14

8

 

 

 

40

110

Мокроусовский

144

16

16

15

4

0

0

0

0

140

Петуховский

192

19

21

19

16

4

0

0

29

143

Половинский

142

15

18

15

3

1

-

-

12

127

Притобольный

138

 

16

16

4

-

-

-

24

110

Сафакулевский

102

18

20

18

 

11

 

 

18

73

Целинный

152

24

23

18

36

1

-

-

36

79

Частоозерский

59

7

7

6

3

-

-

-

17

39

Шадринский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шатровский

168

16

15

12

58

-

-

-

-

110

Шумихинский

262

 

20

17

9

 

 

 

11

242

Щучанский

278

21

26

22

4

-

-

-

122

152

Юргамышский

204

20

20

18

79

-

-

-

16

109

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из ходя из этих данных всего 1417 человек на всю Курганскую область изьявило желание, обучать своих детей основам Православной Культуры. И если данные верны, то нам всем стоит задуматься какой путь для своих детей мы выбираем..... Для этого предлагаю прочитать и проанализировать следующую статью:

 

Ребенок – зеркало семьи;

как в капле отражается
солнце, так в детях отражается нравственная
чистота матери и отца.
В.А. Сухомлинский.

 

      Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает развивать характер, учит преодолевать трудности. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи, в том числе и малышу, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни. Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто ни кого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи. Именно  поэтому общество заинтересовано  в прочной, духовно и нравственно  здоровой  семье.

      И именно семья сама должна выбрать тот достойный и счастливый путь для своего ребенка, по которому он пойдет в своей жизни.

      Дети и младшие подростки живут и социализируются как мы знаем и видим не только в семье, но и в агрессивной информационной среде, которая не содействует формированию их морально-нравственного облика. В том числе и средняя школа, ориентированная на передачу системных научных знаний, не уделяет должного внимания формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, не придает обучению, труду и жизни подростков нравственного измерения. Школьное образование, таким образом, лишено устойчивой ценностной основы. При сохранении такого положения у учащихся вырабатывается утилитарное отношение к образованию, когда они учатся только ради аттестата или диплома, труд осуществляют только ради денег, а живут только ради удовольствий.

      Поэтому одна из приоритетных задач новой предметной области духовно-нравственного содержания — формирование у подростка основ мировоззрения, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.

      Из комплексного учебного курса мы предлагаем вашему вниманию модуль «Основы православной культуры». Учитывая то неоценимое значение, которое имело христианство для формирования всей европейской цивилизации и для формирования русской государственности в частности, мы не можем не проявлять к нему интерес и любознательность. Интерес и любознательность не только к истории христианства, но и к его вечным ценностям, которые являются актуальными для каждого современника.

      «Культура – это святыня народа, святыня нации», – писал академик Д. С. Лихачев. Наши предки создали великую русскую культуру и создали ее благодаря христианству и его основам. Именно с принятием христианства на Руси стала развиваться архитектура, живопись, музыка, литература, законодательство, стала распространяться грамотность.

      И сегодня опора на православие, на отечественные, отеческие традиции и культуру дает возможность формированию правильных ориентиров в процессах образования и воспитания подрастающего поколения.

      Учебный предмет «Основы православной культуры» соотносится с другими школьными предметами: «Русским языком», «Русской литературой», «Зарубежной литературой», «Отечественной историей», «Историей Европы». Соответственно, многие поэтические образы в произведениях русских классиков будут более понятны для учащихся в соотношении их к православию. Потому что произведения русских классиков – это плод размышлений над книгой книг – святой Библией. Например, ознакомившись с православной монашеской традицией, которой посвящена одна из глав учебника, школьнику будет более понятен выбор и мотивация Алеши Карамазова в произведении Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». А без знания христианства многое остается непонятным в истории и жизни Европы и России.

      Протодиакон Андрей Кураев при написании учебника, по его же словам, главной задачей для себя поставил борьбу с прошедшим временем. Темой каждого урока является некая константа в жизни человека, не зависящая от того, в каком веке он живет, – это раскаяние, совесть, добро, вера, молитва. Его учебник – это не череда рассказов о том, как жил и творил чудеса некий древний пророк или святой. Иначе с каждым новым уроком дистанция между миром ребенка и миром учебника увеличивалась бы, поскольку учебник населялся бы все новыми, но все столь же древними персонажами.

      Для автора учебника было важно другое, чтобы ребенок понял: православная культура – это окружающий его мир, в котором он живет сейчас, сегодня.

      Поэтому, вопреки обычному подходу, рассказ о молитве «Отче наш» начинается в учебнике не с того, что Христос в Евангелии дал ее своим ученикам, а с того, что Герда молилась этой молитвой, когда входила во дворец Снежной королевы...

      Во избежание историоцентричности и погружения ребенка в прошлое в учебнике нет культурологии и истории. Там нет ни истории церкви, ни истории религии, ни даже библейской истории. В учебнике разговор ведется вокруг самого ребенка, его самопознания. Там нет экскурсий по Третьяковской галерее.   Христианская культура – это не мир картин, а мир человека, с его болью, надеждой, поиском… Поэтому учебник не является пересказом тысячестраничной Библии. Нет особой необходимости переноситься ребенку из его мира в мир древних людей. Человек сам прочитает Библию, если поймет, что эта книга и про него самого. Но прежде школьник должен познакомиться с самим собой – со странным существом, которое живет в его теле и называется «душа».

       Кстати, само определение души в учебнике является вполне детским: «душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. А может быть, и обратное: телу плохо, а душа радуется». Школьнику предлагается следующий пример: «Представь: в вашем доме есть запретный для тебя сундучок. Там родители хранят какие-то очень ценные и очень интересные вещи. Однажды вечером, когда у тебя уже слипались глаза от усталости, отец вдруг предложил тебе: пойдем, поможешь разобраться в сундучке. А там оказались... Фотографии бабушкиной свадьбы. Ордена прадедушки. Его письма с фронта. Твои первые волосы. Старые монеты, которых теперь уж нигде не увидишь. Любимая кукла той девочки, которая потом стала твоей мамой…

       Все было так интересно – у тебя даже ноги затекли от того, что ты боялся лишний раз пошевелиться, слушая рассказы отца. И глаза уж совсем отказываются открываться. Тело устало. Ему не очень хорошо. А душа радуется. Она открыла для себя удивительный мир семейных преданий. Она почувствовала связь своей семейной истории с историей Родины…

      Конечно, рассказ можно показать и составить любой. Нам важно приучить ребенка к некоему нравственному самоанализу. А для этого нужно, чтобы ребенок перестал отождествлять себя лишь со своим телом и его слабостями. У души своя жизнь и свои поводы для боли и радости.

       Содержание учебника акцентирует внимание учащегося не на знаниях, его задача не в том, чтобы понудить ребенка к запоминанию имен 12 апостолов и дат 12 великих церковных праздников. Важнее всего оставить в нем доброе чувство после урока: ты любим и призван к любви.

       В итоге, учебник, несмотря на цензурные сокращения, состоялся как нечто живое, а не «музейное».

      На уроках «Основы православной культуры» о православии говорится с отстраненно-культурологической позиции. Данный курс не предполагает проповеди, обличения, доказательства, он содержит объяснения. Доказать и объяснить – две разные интеллектуальные процедуры. Доказать – значит передать мой взгляд, понудить к согласию с моей точкой зрения. Объяснить – значит просто снять с себя клеймо необразованного человека: да, мой мир другой, нежели ваш, но у него есть своя логика. В школе и в университете умеют, например, рассказывать о внутренней логике мира Достоевского, а затем – о той логике, что определяла творчество Льва Толстого, и вслед за этим – о вселенной символов Маяковского. Требуют одно: «Пойми!». Но не требуют: «Согласись!». Именно так говорится и о православной культуре – о целостном мировоззрении, характерном не для одного гения, а для целой семьи народов.

       Возможно, учебник Основ православной культуры для 4 класса станет первой книгой о православии не только для детей, но и для их учителей и родителей. Некоторые фрагменты в данной книге или необязательны, или сознательно усложнены автором: можно было обойтись без какого-то сюжета, поскольку ребенку он не очень важен, но у взрослого этот недетский эпизод оставит в памяти свой незабываемый след.

       Например, в учебнике можно прочитать такой фрагмент: Разбив Наполеона, русская армия вошла в Париж. Парижане в трепете ждали мести за сожженную Москву... И вот на балу русский Император Александр Первый пригласил на танец бывшую жену Наполеона Жозефину. Та с тревогой спросила: «Теперь, наверно, вы переименуете парижский мост Аустерлиц?». За 9 лет до этого в битве под Аустерлицем войска Наполеона нанесли поражение русской армии, которой командовал Александр. В честь той победы Наполеон назвал мост в своей столице... Но русский царь ответил: «Зачем мне переименовывать этот мост? Мне достаточно, что по нему прошли мои солдаты!»

      Может возникнуть вопрос: а не опасно ли делить детей по религиозному принципу? Надо понимать, что национально-религиозные различия есть независимо от того, говорим мы о них в школе или нет. Рано или поздно дети начнут их замечать и осмыслять. Так пусть лучше они это сделают в школе, а не в стайке скинхедов или какой либо секте. Лучше всей мощью школьного гуманизма вмешаться в неизбежный процесс религиозной и этнической самоидентификации и сделать его по возможности неагрессивным. Что это значит? Это означает понимание, что из формулы «я люблю мое» не следует необходимое дополнение в виде формулы «я ненавижу все чужое». Так что Основы православной культуры – это еще и лекарство от экстремизма. Конечно, стопроцентного педагогического результата никто гарантировать не может. Как в анекдоте: новый русский приходит к батюшке и говорит: «Батюшка, если я пожертвую на храм 100 тыс., ты можешь гарантировать, что я в рай попаду?» А тот: «Гарантировать, пожалуй, не могу. Но попробовать стоит». Так и здесь, обманываться не стоит, что дети тут же станут послушными и идеальными, а вся страна резко изменится к лучшему. Но если удастся помочь хотя бы кому-то, дело того стоит. О. Андрей Кураев, автор учебника, как-то сказал: «Три года моей работы ради помощи даже одному-единственному ребенку – это вполне приемлемая цена».

      Если родители и учителя поймут, что детям уроки Основ православной культуры интересны, что они их обогащают и в конечном итоге не приводят ни к внутриклассным, ни к общенациональным конфликтам, это будет означать, что такой пример дополнительного воспитания детей в духовно- нравственном отношении удался.

     В заключение осталось сказать о некоторых формальных штрихах, характеризующих учебник «Основы православной культуры».

      К работе над этим учебным пособием и к его экспертизе, кроме сотрудников Синодального отдела религиозного образования и катехизации, было привлечено 18 докторов наук, 16 кандидатов наук (из них 10 кандидатов богословия). В проведении экспертизы и работе над пособием приняли участие Российская академия образования, Московский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургская академия постдипломного образования, федеральное агентство по делам молодежи, Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, специалисты по преподаванию основ православной культуры и руководители отделов религиозного образования.

      Учебник создавался в непосредственном взаимодействии с Министерством образования, поэтому он соответствует всем современным методическим стандартам. Кроме того, учебник обладает некоторой универсальностью, он написан так, что подходит для преподавания в любом регионе – вне зависимости от этноконфессионального состава населения. Учебник согласован с другими модулями, которые будут преподаваться в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики».

Святейший Патриарх в одном из своих выступлений отмечал, что «задача религиозного предмета в школе – сформировать целостную и нравственно ответственную личность. А для этого необходимо, чтобы все дети в школе – православные, мусульмане, иудеи, буддисты или неверующие – воспитывались в единой системе ценностей. Мотивации могут быть различными: для православного человека более убедительна православная мотивация, для мусульманина – мусульманская, а для неверующего человека – светская. Но движение должно быть направлено к одной цели».

Из некоторых регионов приходилось слышать тревожные сигналы – руководители региональных отделов образования говорят: «Зачем нам связываться со священниками, муллами и ламами? Давайте просто светскую этику изучать». Вот этот подход – когда люди не хотят трудиться над обеспечением школьника богатым многообразием духовно-нравственных дисциплин – не только очень печальный, но и очень опасный. Во многом это пережиток упрощенческой системы образования.

      В «Основах православной культуры» заложен огромный интеллектуальный и духовный потенциал.

Условия нормального воспитания – это свобода и ответственность. Свобода без ответственности – это распущенность, а ответственность без свободы – рабство. Потому мы должны научить ребенка делать свободный выбор, помня о собственной ответственности. Именно такая задача стоит перед Родителями, Церковью и школой сегодня.



Делая выбор для своего ребенка осмысли его жизненный путь и прими правельное решение.

 


Назад к списку